Перечень физкультминуток, комплексов утренней зарядки, подвижных игр, упражнений для развития основных физических качеств в соответствии с ООП ДО, с учетом возраста детей (3-4 года) в домашних условиях смотреть
Рекомендации родителям (законным представителям) по применению форм и методов работы с детьми 3-4 лет по всем образовательным областям
Что должен знать и уметь ребёнок 2 младшей группы к концу учебного года
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
• ребенок участвует в совместных играх с детьми;
• умеет выбирать роль, выполняет в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий;
• в индивидуальных играх с игрушками –заместителями исполняет роль за себя и за игрушку;
• Пытается самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли;
• использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя;
• в дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:
• ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад;
• ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.
Ребенок в семье и сообществе:
• имеет элементарные представления о себе, о произошедших с ним (с ней) изменениях (умеет правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать, знает вежливые слова);
• имеет представления о человеке, первичные гендерные представления;
• называет имена членов своей семьи, умеет называть свое имя;
• говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание:
• проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого;
• самостоятельно выполняет элементарные поручения: готовит материалы к занятиям, убирает игрушки после игры, соблюдает чистоту и порядок в помещении и на участке детского сада.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно- исследовательской деятельности.
Ребенок:
• имеет представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними;
• называет цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина);
• сравнивает знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.);
• подбирает предметы по тождеству , группируют их по способу использования;
• обследуют предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждая включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним;
• умеет сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина.
Приобщение к социокультурным ценностям:
Ребенок:
• знаком с предметами ближайшего окружения;
• может произносить новые слова, обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр;
• знаком с транспортными средствами ближайшего окружения.
Формирование элементарных математических представлений
Ребенок:
• формирует группы однородных предметов.;
• различает количество предметов (один — много);
• различает предметы контрастных размеров и их обозначению в речи;
• различает предметы по форме, и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.);
• может ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
• двигается за воспитателем в определенном направлении, ориентируется на площадке и в группе.
Ознакомление с миром природы
Ребенок:
• называет в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей;
• называет на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.);
• различает по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.);
• замечает красоту природы в разное время года;
имеет представления о том, что в разное время года происходят изменения, характерные для определенного времени года ( осень ,зима, весна, лето)
Образовательная» область «Речевое развитие»
Развитие речи
Ребенок:
• общается со знакомыми, взрослыми и сверстниками по средствам поручений;
• доброжелательно общается с другими детьми;
• в быту, в самостоятельных играх, по средствам речи взаимодействует и налаживает контакты друг с другом;
• умеет отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорит спокойно, с естественными интонациями;
• рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном;
• по вопросам составляет по картинке рассказ из трех- четырех простых предложений;
• умеет вести диалог с педагогом: слушать и понимать вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая взрослого;
• использует все части речи, простые и нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
• слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.
Приобщение к художественной литературе
Ребенок:
• умеет слушать новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает героям произведения;
• совместно со взрослыми пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к искусству
Ребенок:
• откликается эмоционально на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;
• с удовольствием смотрит кукольные спектакли, рассматривает выставки работ.
Изобразительная деятельность
Ребенок:
• создает простейшие изображения на основе линий, штрихов, пятен, простых форм;
• освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения;
• передает сходство с реальными предметами;
• создает изображение предметов из готовых фигур, украшает заготовки бумаги разной формы.
Конструктивно- модельная деятельность
Ребенок:
• знает, называет, правильно использует детали строительного материала, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
Музыкальная деятельность
Ребенок:
• слушает музыкальные произведения до конца, узнает знакомые песни;
• поет, не отставая и не опережая других;
• умеет выполнять танцевальные движения: кружится в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами;
• различает и называет музыкальные инструменты: барабан, металлофон;
• замечает изменения в звучании тихо/громко.
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Ребенок:
• умеет различать и называть органы чувств и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
• имеет представление о полезной и вредной пищи;
• сформировано представление о том, что утренняя зарядка, игры, вызывают хорошее настроение;
• умеет соблюдать простейшие правила гигиены и опрятности (пользоваться платком и личным полотенцем.
Физическая культура
Ребенок:
• умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие в разных направлениях и по указанию взрослого;
• может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
• энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места;
• катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками из-за головы;
• ударяет мяч об пол, бросает вверх и ловит;
• метает предметы правой и левой руками.
Настольные игры для детей 3-4 лет смотреть
Театрализованные игры для детей 3-4 лет смотреть
Подвижные игры для детей 3-4 лет смотреть
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет
1. «Шишки на тарелке»
Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.
2. «Обведи предмет»
Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.
3. «Волшебный узор»
Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.
4. «Пришей пуговицу»
Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.
5. «Разноцветные снежинки»
Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.
6. «Зашнуруй ботинок»
Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.
7. «Волшебная пипетка»
Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.
8. «Маленький аптекарь»
Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.
Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
1. «Покрути шишку»
Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.
2. «Покатай шишку»
Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.
3. «Поймай шишку»
Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
4. «Грецкий орех»
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
5. «Пересыпь орешки»
Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
6. «Орехи на подносе»
Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
7. «Зёрнышки»
Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
8. «Ласковое пёрышко»
Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.
Игры и упражнения для развития крупной моторики:
• Игры с мячом (самые разные);
• Игры с резинкой;
• Зеркальное копирование поз и движений;
• Попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.);
• Весь спектр спортивных игр и физических упражнений;
• Занятия танцами, аэробика.